Что из себя представляет поверхность Венеры

Венера — родная сестра Земли по размерам, массе и расстоянию от Солнца. Но природа ее поверхности долгое время оставалась тайной. Серебряные облака, благодаря которым она ослепительно сверкает на земном небе, совершенно скрывают от нас ее поверхность.

Однако радиоволны сантиметрового диапазона легко проникают сквозь облачный покров, что позволило с помощью земных радиотелескопов, а также американских и советских космических аппаратов воссоздать приближенную картину ландшафта Венеры. И когда 15 сентября 1990 г. автоматическая межпланетная станция «Магеллан» Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) приступила к съемке ее поверхности, наконец-то удалось выявить истинную природу этой планеты. Венера — это динамичный мир, сформированный теми же процессами, что и Земля, но приведшими к иным впечатляющим результатам.

Установленный на борту «Магеллана» радиолокатор апертурного синтеза способен обнаруживать детали поверхности поперечником всего 120 м, т. е. в 10 раз меньше обнаруженных ранее. На полученных изображениях области пересеченной поверхности выглядят яркими, а гладкие — темными, так как различные породы по-разному отражают радиолокационный сигнал.

На очень четких изображениях этой родной сестры Земли обнаруживается смесь уже хорошо известных и загадочных форм рельефа.

Огромное количество обнаруженных деталей уже поколебало идею о том, что Венера — близкая родственница Земли. Возраст поверхности Венеры, по-видимому, составляет от 100 млн. до 1 млрд. лет — очень древний по земным меркам. Но в 4,5-миллиардной истории Солнечной системы внешние слои планеты подверглись сильным изменениям и эрозии сравнительно недавно.

Террасные вулканические кальдеры, протяженные лавовые потоки, складчатые горные системы и запутанная сеть разломов свидетельствуют о тектонической активности Венеры. Однако существование движущихся тектонических плит остается недоказанным. Многие ударные кратеры, по-видимому, залиты лавой, возможно истекшей из горячих слоев, расположенных под тонкой корой. Несмотря на очень низкую скорость ветра у поверхности, имеются признаки ветровой эрозии и переноса вещества ветром.

Кроме этих известных образований имеются некоторые особенности, заставляющие планетологов задуматься. Неожиданно большое число асимметричных ударных кратеров указывает на то, что в плотной атмосфере Венеры создаются такие условия, что большие метеориты достигают ее поверхности и выброшенное при ударе вещество разбрасывается определенным образом. Подвергшиеся эрозии структуры похожи на русла рек, по которым никогда не текла вода, так как жидкая вода не может существовать на поверхности Венеры при температуре 450 °С. Возможно, эта эрозия вызвана потоками чрезвычайно жидкой лавы или горячим газом и пылью, выброшенными при ударе метеоритов.

В мире науки