О причинах старческого слабоумия

Патологоанатомы диагностируют болезнь Альцгеймера по присутствию в ткани мозга так называемых сенильных бляшек, представляющих собой отложения белка амилоида. В этом белке видят ключ к природе заболевания, что находит подтверждение в опубликованной в журнале «Nature» работе Дж. Харди и его коллег из Медицинской школы больницы св. Марии в Лондоне, которые идентифицировали ген, кодирующий белок амилоида.

Если эти данные подтвердятся, они однозначно покажут, что болезнь Альцгеймера может начинаться с аномального процессинга белка амилоида; так считает Д. Селко из Медицинской школы Гарвардского университета, являющийся также консультантом в фирме AthenaNeurosciences, Inc. в Южном Сан-Франциско. — одной из нескольких компаний, пытающихся найти средство, предотвращающее отложения амилоида.

В чем заключается исследование Дж. Харди

Харди с коллегами обнаружил мутацию, затрагивающую белок — предшественник амилоида, у некоторых больных с наследственной формой заболевания. Эта мутация приводит к замене всего одной аминокислоты. Данное отличие, по-видимому, характерно в некоторых случаях болезни Альцгеймера. Однако в большинстве случаев заболевание, похоже, не имеет явной генетической причины.

Группа Харди изучала семью, в которой раннее начало болезни Альцгеймера тесно связано с наследованием гена, кодирующего белок — предшественник амилоида. «Мы почти сразу нашли мутацию», — рассказывает Харди. Та же мутация была выявлена у членов еще одной семьи, склонной к болезни Альцгеймера. Однако большинству подверженных заболеванию семей, обследованных Харди с сотрудниками, эта мутация не свойственна. Ее также не оказалось ни у кого из 100 здоровых людей.

«Есть основания предполагать, что данная мутация является причиной болезни Альцгеймера, но это только предположение, — предостерегает Харди. — И оно будет опровергнуто, если такая мутация обнаружится у человека, не принадлежащего к группе риска в отношении болезни Альцгеймера».

Другие исследования

Специалист по нейрогенетике Р. Танци из Массачусетсской больницы общего типа провел сходное исследование в поисках мутации, идентифицированной Харди, в другом контингенте пациентов с семейной болезнью Альцгеймера. Пока эта мутация у них не обнаружена, но Танци и его коллеги продолжают искать ее или какие-то другие генетические особенности.

На сегодняшний день нет полного понимания того, какие изменения в процессинге белка — предшественника амилоида могут вызывать прочие биохимические и психические аномалии, наблюдающиеся при болезни Альцгеймера. В норме ферменты протеиназы расщепляют полипептидную цепь белка — предшественника амилоида на короткие пептиды определенным образом. А при болезни Альцгеймера большие количества этого белка расщепляются иным образом и так называемые β-фрагменты высвобождаются. Именно β-фрагменты агрегируют, образуя сенильные бляшки.

Если действительно процессинг амилоида играет ключевую роль в развитии болезни Альцгеймера и если найдется способ прекращать высвобождение β-фрагментов, то открывается возможность предотвращать заболевание. Фирмы AthenaNeurosciences, EliJilly и Cephalon, Inc. в сотрудничестве с компанией Schering-Plough разрабатывают это направление. Как сообщил президент Cephalon Ф. Балдино, идентифицированы протеиназы, расщепляющие белок — предшественник амилоида, и ведутся поиски их ингибиторов.