Обитаемые планеты должны быть похожи на Землю, но так ли это?

С 1990-х годов было открыто около 3600 экзопланет и все они находятся за пределами нашей Солнечной системы. Вокруг их открытия постоянно наблюдается много шума, из-за большого потенциала существования жизни на их поверхности. Что делает эти новые находки такими важными? В этой статье мы постараемся ответить на главный вопрос существуют ли обитаемые планеты на самом деле.

Невероятное открытие новых экзопланет

В 2017 году NASA обнаружили целых семь планет похожих на нашу. Волнения от этого открытия были вызваны не только его необычным масштабом - семью экзопланетами, вращающимися вокруг одной звезды, а также наличием трех планет, расположенных в так называемой обитаемой зоне, и тем фактом, что многие из них имеют условия подобные земным.

Предположительный ландшафт планет в системе TRAPPIST-1. Фото: Reuters

Особенно волнующим для научного сообщества является то, что звезда TRAPPIST-1, вокруг которой они вращаются, «удобная», маленькая и холодная. Это означает, что исследуемые планеты не будут «ослеплены», как в случае с более яркими звездами, а также то, что наиболее важно, эти отдаленные миры имеют свою атмосферу.

Следующий этап исследований уже находится в процессе - поиск ключевых газов, таких как кислород и метан, наличие которых дадут специалистам понимание того, что происходит на поверхности предположительно обитаемых планет.

Открытия экзопланет неизбежно порождают надежды найти внеземную жизнь. И эта система планет хороша тем, что предоставляет хорошие возможности для ее поиска.

Шесть внутренних планет на орбите вокруг сверх структурированной звезды TRAPPIST-1 имеют специфический орбитальный резонанс. Это означает, что за время пока внутренняя планета делает восемь кругов вокруг своей звезды, вторая, третья и четвертая планеты делают соответственно пять, три и два круга. Это похоже на результат ранних взаимодействий в эволюции данной планетной системы.

Потенциально обитаемые планеты и способы их изучения

Астрономы считают, что с помощью телескопов можно будет изучать атмосферные свойства этих планет.

Космический телескоп Джеймс Уэбб. Фото: NASA

«Джеймс Уэбб, наследник Хаббла, создан, в частности, для того, чтобы найти молекулы озона. И если данные молекулы находятся в атмосфере некоторых из этих планет, находка будет свидетельствовать о их биологической активности», - говорит один из соавторов исследования, Брис-Оливье Демори из Университета Берна, Швейцария.

Факторы, которые уменьшают шансы существования жизни на этих планетах

Астрофизики, однако, предупреждают, что к таким отдаленным наблюдениям в поисках внеземной жизни следует относиться с особой осторожностью. Часть свойств холодных карликовых звезд может «соскоблить» возможности ее появления. Например, некоторые из рассматриваемых звезд испускают огромное количество радиации, способной «стерилизовать» поверхности близлежащих планет.

В дополнение к этому, обитаемая зона подразумевает нахождение обитаемой планеты ближе к звезде, для того чтобы поверхность получала необходимое количество тепла для поддержания воды в жидком состоянии - одна из основных предпосылок возникновения жизни.

Однако такая близость порождает явление, известное как синхронное вращение Земли и Луны, в результате которого планеты могут быть всегда обращены одной стороной к звезде. Так что одна часть может быть слишком горячей, а другая слишком холодной.

По мнению некоторых специалистов, ультрафиолетовое излучение может оказаться важной предпосылкой для производства химических соединений, которые впоследствии могут быть связаны с биологическими системами. Кроме того, если жизнь существует на темной стороне планеты, она, вероятно, будет защищена от вспышек излучения.

Исследователи так же отмечают, что TRAPPIST-1, как и другие подобные карлики, наблюдаемые до сих пор, не характеризуется высокой активностью.