У собак есть шестое чувство?

Несколько лет назад я посещал лабораторию коллеги, который изучает поведение птиц, когда я заметил нечто, что я посчитал жутким. В лаборатории у него было два бака клеток, в которых находилось около полутора десятков белых птиц. Я обсуждал с ним академическую проблему, когда внезапно заметил, что почти все птицы стояли в своих отдельных клетках, а их головы и тела были направлены в одном направлении. Было очевидно, что птицы не смотрят на то, что им показалось интересным, так как они смотрели косо в сторону от открытой сетчатой двери клетки, из которой открывался четкий вид на лабораторию.

Когда я спросил своего коллегу, что происходит, он улыбнулся и сказал: «Это осень, и если бы эти птицы были в дикой природе, они готовились бы мигрировать обратно на юг. Группа исследователей смогла показать, что птицы и многие другие обладают магнитным чувством, чтобы они могли определить, где север и юг, поэтому они все ориентированы в одном направлении, потому что они настроены на эту магнитную информацию и реагируют на нее лицом к югу. «.

Затем я спросил его: «У млекопитающих, как у собак, есть такое же магнитное чувство?»

«Есть люди, работающие над этим вопросом, - ответил он, - и они уже обнаружили некоторые внушающие доказательства того, что лисы, крысы и некоторые виды оленей могут быть чувствительны к магнитным полям».

Примерно через год или около того после этого инцидента я столкнулся с исследованием, которое, как представляется, свидетельствует о том, что домашние собаки также воспринимают магнитные поля Земли и даже могут  реагировать на небольшие изменения в геомагнетизме. Данные были тонкими, но они продемонстрировали, что в спокойных условиях магнитного поля собаки демонстрировали поведение, на которое влиял магнетизм. В частности, исследователи смотрели на то, когда собаки отмечали свою домашнюю территорию мочеиспусканием или испражнением. В это время собаки имели тенденцию выравнивать свои тела примерно вдоль магнитной оси север-юг. В условиях нестабильного магнитного поля (например, во время геомагнитных бурь, вызванных изменениями «солнечного ветра») это предпочтение по направлению исчезало. Хотя это исследование показало, что собаки реагировали на магнетизм, оно оставило без ответа множество вопросов, таких как «Какие механизмы позволяют собакам обнаруживать магнитные поля?» и "Как эта способность полезна для них?"

Ответ на мой вопрос содержится в недавнем докладе, опубликованном группой исследователей во главе с Сабиной Мартини из отдела общей зоологии Университета Дуйсбург-Эссен в Эссене, Германия. Их аргументация заключалась в том, что если бы собаки были сознательно осведомлены о магнитных полях, то это восприятие можно было бы использовать для обучения собак определенным способам различения, подобно тому, как можно научить собак реагировать на определенную форму или звук.

Поначалу настройка звучит немного странно, но она имеет смысл. Исследователи взяли три больших коричневых стеклянных банки, поместили в один стержневой магнит и латунный немагнитный стержень в каждом из остальных. Крышки были затем помещены на банки, чтобы предотвратить возможные запахи. Идея заключалась в том, что магнитные эффекты легко проходят сквозь стекло, и если собаки воспринимают их каким-то образом, они могут использовать эту информацию для выбора банки, содержащей намагниченную цель. В качестве контрольного условия снова использовались три стеклянных банки, но на этот раз один из них содержал пищевое лакомство. Еще раз банки были запечатаны, и поскольку запахи не могли исчезнуть, и содержимое банки не было ясно видно, казалось маловероятным, что собаки когда-либо обнаружат присутствие пищи, содержащейся внутри.

Положение банок случайным образом варьировалось от испытания к испытанию, и использовались стандартные процедуры обучения кликера - в частности, собаки получали вознаграждение за щелчок и угощение, когда они указывали банку с магнитом (или на контрольных испытаниях, когда они находили банку с едой). ). В фазе исследования, где целью была еда, как и ожидалось, ни одна из собак не смогла научиться обнаруживать фактическую банку с пищей с уровнем вероятности выше, что разумно, поскольку никакие подсказки не могли избежать запечатанной банки. Однако, когда собак обучали обнаруживать магнитное поле, 13 из 16 обнаружили магнит с уровнем вероятности выше. Это показывает, что собаки были способны сознательно воспринимать что-то, связанное с магнитным полем, и использовать его для определения своего поведения.

Эти эксперименты, кажется, подтверждают существование магнитного чувства у собак, и, кроме того, кажется, доказывают, что что-то о магнитном поле фактически регистрируется в сознательном восприятии собак миром. Почему эта способность развивалась у собак, и используется ли этот магнитный смысл в полезных или адаптивных способах поведения собаки, оба остаются без ответа.

Тем не менее, когда кто-то спрашивает: «У собак есть шестое чувство?» теперь мы можем определенно ответить «Да»: этот дополнительный смысл обнаруживает изменения в магнитных полях.