В России отметили День науки. Каких научных открытий стоит ожидать в будущем

На этой неделе российские ученые отметили свой праздник - День науки. Любопытная статистика: сегодня из десяти научных открытий восемь связаны с астрономией и космонавтикой. Возможно скоро мы наконец-то получим ответ на извечный вопрос - есть ли жизнь на Марсе или хотя бы ее признаки?

Для этого в прошлом году совместно с европейцами к Красной планете отправили автоматические станции «Экзомарс». Правда посадочный модуль-демонстратор потерпел неудачу, а вот орбитальный с научными приборами, в том числе и российскими, в полном порядке. Вся аппаратура, несмотря на долгий перелет, работает.

Александр Трохимовский (главный специалист лаборатории экспериментальной спектроскопии Отдела физики планет и малых тел Солнечной системы ИКИ)

Trace Gas Orbiter (TGO) - орбитальный аппарат создан для исследования малых газовых составляющих атмосферы. Собственно, этим он и будет заниматься в течение нескольких лет. На этом аппарате есть два российских прибора, но один из них состоит, в свою очередь, уже из трех независимых спектрометров инфракрасного диапазона. Это именно то, что нужно для исследования атмосферы. Каждый спектрометр относится к своему спектральному диапазону и у каждого свои научные задачи.

Проект «Экзомарс» задумывался европейцами ещё в начале двухтысячных. NASA от участия отказались. Тогда европейцы обратились к Роскосмосу. Российская сторона предоставила ракета-носитель Протон для запуска миссии и научные приборы: один это нейтронный детектор для поиска воды, другой для изучения атмосферы Марса.

Олег Кораблев (член-корреспондент РАН, заведующий отделом физики планет ИКИ)

«Экзомарс» возник как попытка скомпенсировать и сделать, по крайней мере, что-то может быть достаточно простое для России, но и в тот же момент достаточно надежное.

Надежные у нас ракета-носители и надежные у нас научные приборы, которые показали, что мы можем устанавливать их на самые разные космические аппараты и потом они много-много лет работают. Вот сейчас работает до сих пор прибор на «Марс Одиссей» Митрофанова, мой прибор работает на «Марс-экспресс», работают на «Кьюриосити»много лет. Наши ученые оказываются всё-таки на переднем крае науки, не имея, к сожалению, своих таких масштабных миссий.

Марс всегда притягивал учёных, а вот в последние годы ажиотаж вокруг этой планеты только усилился. Ученые зафиксировали в атмосфере газ метан. На Земле один из источников этого газа - вулканы, однако основные выбросы делает сама жизнь. Метан - продукт жизнедеятельности организмов, а вот откуда метан на Марсе? Сегодня это главная интрига. Российский спектрометр как раз и должен ответить на этот вопрос.

Александр Трохимовский

По измерению так называемых изотопных отношений углерода, можно делать выводы о том какую природу имеет метан. Но в общем, большинство, конечно, склоняются к тому, что если он там есть, то это некие природные источники. Хотя, как таковой вулканической деятельности на Марсе нет.

В 2020 году к Марсу отправится вторая российско-европейская экспедиция «Экзомарс». Задачи - совершить мягкую посадку и запустить ровер с бурильной установкой, чтобы проникнуть на глубину до 2-ух метров для изучения грунта. Ничего подобного ещё не делала ни одна марсианская станция.

Учёные не теряют надежды, если жизни нет на поверхности, то она может быть на глубине, где радиация не столь губительна.

Рене Пишель (глава представительства Европейского космического агентства в России)

Такие большие миссии, конечно, лучше осуществить в корпорации, потому что тогда получается, что две стороны могут решить довольно большую и тяжелую задачу. Важно чтобы каждый внес свой значимый вклад, это важно и для нас, и для Роскосмоса.

Сегодня астрофизики, которые изучают сразу всю Вселенную, тоже в преддверии открытий. В этом году на орбиту Земли планируется доставить обсерваторию Спектр-РГ, для исследования неба в рентген диапазоне. Сейчас аппарат на предприятии имени Лавочкина. Два телескопа - один российский, другой немецкий, скоро установят на платформу и отправят на Байконур.

Рашид Сюняев (астрофизик, академик РАН)

Меня наоборот сейчас пугает, что мы увидим все скопления галактик во Вселенной. А вообще первые скопления галактик люди увидели, может, там 70 или 80 лет назад. Они практически не знали о том, что существуют такие объекты. Вот мне говорят: «Как вы можете говорить, что вы откроете все скопления галактик? А что же потом? Конец науки?» Нет, не конец науки. Потом будет что-то ещё, о чём мы сегодня даже не догадывались. Наука, она не имеет конца, появляются все новые и новые вещи, которые будут интересовать следующие поколения мальчиков и девочек, которые приходят в науку.

Замысел отправить на орбиту обсерватории, которые бы изучали небо в разных диапазонах, появился еще в советские времена, но только сейчас проекты начинают воплощаться в жизнь. Впереди еще запуск «Спектр-УФ» и «Миллиметрона», правда даты старта уже 20-ые годы. Примерно в это же время возобновятся экспедиции к Луне, это уже будет не попытка повторить прошлый успех, а открыть новую Луну. Сесть на южном полюсе где никто еще не был. Предварительная разведка показала, что там есть вода, конечно, не реки как на Земле, а скорее лед, смешанный с грунтом.

Лев Зеленый (директор Института космических исследований РАН)

В прошлом году летал один научный спутник, сейчас летает три. Это продолжает летать «Радиоастрон», запущен спутник Московского университета, он вне федеральной программы, но всё равно это хороший аппарат, и вот летит наш совместно с европейцами аппарат к Марсу.

Все остальное идёт довольно медленно. Хочется быстрее увидеть результат. И вот наша лунная программа, которой я занимаюсь, она как-то очень вязко идёт, отодвигаются запуски вот уже на 19-ый год. А китайцы уже за это время побывали на Луне, посетили, а мы все собираемся, раскачиваемся, все как-то грустно. Но мы это сделаем и хочется сделать всё побыстрее. Хочется увидеть результаты и хочется, чтобы молодежь, которая у нас работает, не постарела дожидаясь наших собственных проектов.

После 20-ти летнего перерыва крупные научные российские проекты снова выходят на орбиты. Миссий немного как раньше, но ученые и этому рады, ведь это новые открытия и новые Ландау и Капица. Тем более отечественная школа по физике всегда была сильнейшей в мире. Правда одна маленькая деталь, люди точных наук, которые не суеверные и больше всех, наверное, верят в торжество разума, во время рассказа о каждом проекте незаметно стучали по дереву чтобы не сглазить…